ricardo_plaja (ricardo_plaja) wrote,
ricardo_plaja
ricardo_plaja

Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было. Глава Девятая.

Глава 9.
Коротко о главном. Или... Что же их на самом деле погубило?
Итак, что же конкретно привело к этой, ни с чем не сравнимой в истории человечества, катастрофе?.. Что их непосредственно погубило?
Ответить на этот, один из ключевых вопросов, можно, используя ДВА метода ответа: ФИЛОСОФСКO-ДЕМАГОГИЧЕСКИЙ и ОБЪЕКТИВНО-РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ.
Первый метод, ФИЛОСОФСКО-ДЕМАГОГИЧЕСКИЙ широко использовался в работе всех двадцати правительственных подкомиссий.
Тут говорилось и о плохой организации полётов, и о плохой подготовке авиатехники, и об отсутствии дисциплины в лётной столовой (если бы Серёгин проявил дисциплинированность и позавтракал перед полётами, то не потерял бы сознание и не НАВАЛИЛСЯ БЫ, как пишет Марина Попович, всем своим телом на ручку управления самолётом), тут и другие самолёты где-то не там летали и даже... ИНОПЛАНЕТЯНЕ выбрали для себя какие-то неправильные маршруты... Всё было!
Одним словом, к ФИЛОСОФСКО-ДЕМАГОГИЧЕСКОЙ методике обращаться не будем.
Ответим на поставленный вопрос с точки зрения здравого смысла, или с использованием ОБЪЕКТИВНО-РЕАЛИСТИЧЕСКОГО метода.
Отвечать начнём осторожно, неторопливо, внимательно и... с самого начала. И рассуждать будем с точки зрения лётчика-инструктора-профессионала. Рассмотрим, какие же были совершены ошибки, нарушения (в отношение полёта Гагарина) и какое из этих нарушений явилось летальным.
Итак...
Первое нарушение было то, что перед самым вылетом Гагарину поменяли задание и в плановую таблицу втиснули незапланированный полёт.
Повлияло ли это непосредственно на летальный исход этой трагедии?
Отвечаем, НЕТ, непосредственно не повлияло.
Во-первых, когда генерал Каманин давал такое указание, то он подразумевал, что командование полка найдёт для этого полёта НОРМАЛЬНЫЙ рабочий самолёт, вплодь до того, что заберёт самолёт у какого-то лётчика или перенесёт полёты этого лётчика на более позднее время.
Во-вторых, этот дополнительный полёт был направлен не на усложнение, а наоборот, на упрощение задания. Вместо того, чтобы лететь самому, Гагарин должен был лететь с инструктором.
Так что, если подходить чисто по-лётчески, то можно вполне определённо сказать, что это нарушение непосредственно на летальный исход катастрофы не повлияло.
Второе нарушение. Это когда на полёты притащили учебный самолёт без ручки управления в кабине инструктора.
На первый взгляд случай беспрецедентный. А если поглядеть поближе и разобраться более детально...
Давайте, как всегда, попробуем разобраться вместе.
Подробно об этом я уже писал несколько выше, в Главе 5. "Почему даже опытные лётчики-инструкторы, едва узнав, что в кабине у Серёгина не было ручки управления, тут же падают со стульев?"
Повторюсь очень коротко и съакцентирую внимание только на главном.
Во-первых, Юрий Гагарин был АБСОЛЮТНО подготовлен лететь самостоятельно, без контрольного полёта, причём лететь самостоятельно должен был на самолёте Миг-17, на котором он ещё не летал. А тут ему поменяли задание и он должен был лететь на Миг-15 Ути, на самолёте, на котором он только что, за последние две-три недели сделал 18 контрольных полётов! Спросим себя, на каком же самолёте ему было проще лететь? На Миг-17, на котором он ещё не летал, или на Миг-15 Ути, на котором он только что сделал 18 полётов?! И давайте порассуждаем сами перед собой, чисто технически, не вдаваясь в "высокие" военные материи.
Конечно же, на Миг-15 Ути лететь ему было проще. Представим ещё раз, вот стоят два самолёта Миг-17 и Миг-15 Ути. Юрий Гагарин имел абсолютное право как практически, так и юридически лететь хоть на Миг-17, хоть мог совершенно на законных основаниях сесть один, без кого бы то бы ни было, в Миг-15 Ути и полететь один, не имея вообще НИКОГО в задней кабине. И не важно, была там, в задней кабине ручка или её там не было.
С другой стороны, Гагарин мог посадить в заднюю кабину АБСОЛЮТНО любого пассажира и прокатить его по кругу в простых метеоусловиях или под облаками.. Он имел на это соответствующий допуск.
B данном случае за "пассажира" сел Серёгин, чтобы ещё раз, как ему и приказали, посмотреть технику пилотирования Юрия Гагарина.
Спрашивается, ну с чего тут валиться и падать со стульев, едва услышав, что в задней кабине не было ручки управления?!..
Да, действительно, получается, что и второе нарушение не являлось НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ причиной. Гагарин мог совершенно законно лететь хоть один, хоть с пассажиром на Миг-15 Ути.
Мог, но... ТОЛЬКО И ТОЛЬКО ИЛИ В ПРОСТЫХ УСЛОВИЯХ ИЛИ ПОД ОБЛАКАМИ. А они полетели В ОБЛАКАХ.
Вот это и было третье нарушение, которое их и сгубило.
И если бы погода в этот день была бы БЕЗОБЛАЧНАЯ, или если бы они даже и при облачной погоде полетели бы не в зону в облаках, а ПОД ОБЛАКАМИ по кругу, то Н И Ч Е Г О БЫ этого не произошло.
Конечно же, непосредственная вина тут командира полка полковника Серёгина, кто и принимал решение на этот полёт. Но, если бы предположить, что Серёгин абсолютно точно знал бы , что облачность в зоне сплошная и плотная десятибальная и несмотра на эти условия, всё же полетел бы в зону, то да, это была бы его стопроцентная вина. Но... Опять же "Но"...
Ситуация с погодой в эту лётную смену была намного сложнее и запутаннее. Никто, даже метеорологи не знали, какая погода фактически сейчас и какая будет через тридцать минут, час, полтора.
У нас был командир полка Виктор Яковлевич Ляшенко. Умнейший человек. Мы говорили, что он командир от Бога. Так вот, метеорологам он говорил всегда так: "Вы мне говорите какая погода будет только на двадцать минут вперёд. И вы у меня всегда будете в отличниках."
Погода порой бывает... дама очень капризная. А в эту лётную смену она была особенно...
Вот что по погоде констатировали правительственные комиссии.
"К началу полетов руководитель полётами не имел данных о фактической погоде в районе полета. Вылет разведчика погоды задержался и состоялся вместо 9 часов по плану в 9 часов 50 минут, а приземлился он в 10 часов 18 минут, за минуту до вылета Гагарина и Серегина. Погода оказалась хуже, чем это следовало из прогноза, известного летчикам и руководителю полетов. Поэтому, прилетев в зону, Серегин сократил программу, отменив выполнение запланированного упражнения.
Гагарину и Серегину были сообщены неверные сведения о погоде. Перед самым вылетом им передали, что основной слой облаков 8-10 баллов имеет высоту 900 метров, а второй слой 3-4 балла - высоту 600-650 метров. На деле же, как потом установили, нижний край плотной облачности был на высоте 500-600 метров, а менее плотной - на высоте 300-450 метров."
Ну вот и всё. Больше говорить не о чем. Мы обо всём уже рассказали. Подводя итоги и, если сказать коротко о том, что же их на самом деле погубило, то можно констатирпвать, что погубила их двуединая причина:
1. Самолёт, на котором они полетели был специфический - в кабине инструктора не было ручки управления самолётом (РУС);
2. Перед полётом они ошиблись с погодой. Вместо того, чтобы полететь в простых метеоусловиях, они, сами того не желая, попали почти в сплошные облака.
Конечно же, если бы исключить один из элементов этой двуединой причины, а именно или этот учебный самолёт бы был с двумя ручками в кабинах, или если бы они не попали бы в облака, то этой трагедии не было бы.
Можно назвать и тертий вариант причины этой трагедии, как сказал Степан Анастасович Микоян:
" По плану, в этот трагический день, 27 марта 1968 года, сделав накануне полеты с инструктором и командиром эскадрильи, Гагарин сразу должен был лететь на одноместном МиГ-17. Но генерал Н.А.Кузнецов попросил недавно назначенного командиром полка Владимира Сергеевича Серегина сделать с Гагариным еще один контрольный полет на "спарке" УТИ МиГ-15 (самолете с двойным упpавлением). Благое желание начальника Центра подготовки космонавтов еще раз проверить готовность летчика обернулось трагедией. Гагарин и Серегин разбились на самолете УТИ МиГ-15 в конце полета в зону на пилотаж."
Да, всё оно так и было. И, подводя итоги, можно ещё раз повторить, что самая-самая непосредственная причина, которая и вызвала их гибель - это та, что они, не ожидая, попали в сплошные облака, в которых Юрий Алексеевич и потерял пространственную ориентировку.
Tags: гибель Гагарина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments